Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Почему российской экономике не поможет увеличение госдолга

Почему российской экономике не поможет увеличение госдолга

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

Из-за возросших санкционных рисков Минфину вряд ли удастся занять у инвесторов запланированный на следующий год объем средств, необходимый для реализации майского указа Путина

По итогам 2018 года российский бюджет окажется профицитным впервые с 2011 года. С учетом последних правок, внесенных недавно в Госдуму, в этом году профицит составит 2,1% ВВП (по сравнению с исходным прогнозом о дефиците в 1,3% ВВП). Переход от дефицитного к профицитному бюджету стал возможен благодаря росту цен на нефть до максимальных отметок с 2014 года. По прогнозу бюджет останется профицитным до 2021 года при цене на нефть в районе $60 за баррель.

После нескольких лет жесткой бюджетной политики (в 2016-2017 году расходы бюджета были заморожены в номинальном выражении) с 2019 года бюджет начнет активнее использоваться для стимулирования довольно скромного роста российской экономики. Для достижения целей, поставленных в майском указе президента, бюджетные расходы были увеличены на 10% в 2019-м и в 2020-х годах по сравнению с предыдущими планами.

Ожидается, что рост расходов в значительной мере (примерно на 30%) будет профинансирован за счет повышения НДС с 18% до 20% в 2019 году. Но еще более важным источником финансирования должен стать рост государственных заимствований — на 86% в 2019 году и на 60% в 2020 году по сравнению с прежними планами.

Зачем вообще нужны заимствования, если прогнозируется, что бюджет будет профицитным? Дело в том, что согласно бюджетным правилам государство может тратить лишь часть нефтегазовых поступлений. Доходы, полученные благодаря росту цен выше $40 за баррель (этот уровень ежегодно индексируется на 2 п. п.), не расходуются, а направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Без учета этих средств бюджет все еще остается дефицитным (2,7% ВВП в 2018 году и 1,5% ВВП в 2019-2021 годах). Наличие этого дефицита и объясняет необходимость государственных заимствований.

График 1. Доходы и расходы федерального бюджета в 2018-2021 годах

С середины августа, когда заметно выросли риски введения санкций в отношении российского суверенного долга, Минфину удалось разместить довольно скромные объемы ОФЗ — на 81 млрд рублей, что составляет примерно 27% от объема бумаг, проданных за аналогичный период прошлого года. В условиях высокой неопределенности относительно возможных санкций спрос на гособлигации остается пониженным.

Санкционные риски привели к заметному сокращению присутствия иностранных инвесторов на рынке ОФЗ. С марта доля принадлежащих им бумаг сократилась с 34,5% до 25,8%. В номинальным выражении вложения уменьшились на 500 млрд рублей. В октябре отношение иностранных инвесторов к этому рынку оставалось весьма осторожным. Перспектива крупных государственных заимствований следующего года вызывает вопросы.

График 2. Ежемесячные объемы размещения ОФЗ (фактические и запланированные на 2019 год)

Невыполнение программы заимствований в 2018 году не представляет опасности для бюджета благодаря текущему профициту, но в более долгосрочной перспективе ситуация становится менее определенной. Возникает вопрос, насколько Минфин будет способен привлечь заемные ресурсы, необходимые для покрытия запланированных возросших расходов, при сокращении присутствия иностранных инвесторов.

В проекте бюджета на 2019-2021 годы заложено увеличение валовых объемов привлечения внутреннего государственного долга до 2,5 трлн рублей. Для сравнения, в 2017 году Минфин разместил ОФЗ на 1,7 трлн рублей, а в 2018 году объем проданных госбумаг, вероятно, составит около 1 трлн рублей. Если неопределенность относительно санкций сохранится, по-прежнему ограничивая спрос на российский суверенный долг, ведомство окажется перед выбором: размещать ОФЗ по более высоким показателям доходности или активнее использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование инициатив в рамках майского указа.

Возможность государства реализовать намеченный план по расходам не ставится под сомнение. Однако санкционные риски могут привести к тому, что стоимость ресурсов, привлекаемых для реализации майского указа, возрастет, а накопление ликвидной части ФНБ в условиях благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка будет проходить медленнее, чем могло бы в отсутствие санкционных угроз.

Кроме того, амбициозные планы по размещению госдолга создают риски классического эффекта вытеснения, когда государство конкурирует за финансовые ресурсы с прочими экономическими агентами. Запланированные на следующий год чистые объемы государственных заимствований практически равны прогнозируемому Центробанком росту корпоративного портфеля кредитов. В этих условиях возрастают риски увеличения рыночных процентных ставок кредитования. В то же время в половине отраслей уровень рентабельности ниже, чем средняя ставка по кредиту.

График 3. Чистый ежегодный прирост государственных заимствований и банковского корпоративного кредитования

Таким образом, масштабная программа государственных заимствований на следующий год вряд ли будет выполнена в запланированном объеме. При сохранении на рынке ситуации, аналогичной октябрю 2018 года, Минфин сможет реализовать амбициозный план лишь на четверть. Конъюнктура рынка суверенного долга, вероятно, подтолкнет министерство к финансированию части инициатив майского указа за счет средств ФНБ. Это де-факто эквивалентно некоторому смягчению бюджетного правила. При этом высока вероятность роста процентных ставок по заемным ресурсам.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подписка прошла успешно!

Произошла ошибка при попытке отправить запрос. Попробуйте еще раз.

ФИНАНСЫ will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.