Главная » ЭКОНОМИКА » Топливная война с нефтяниками: что будет с ценами на бензин

Топливная война с нефтяниками: что будет с ценами на бензин

Медведев и Козак против производителей черного золота

Нефтяники обязаны обеспечить отечественную экономику топливом. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Козак на совещании с представителями российских нефтяных компаний. При этом чиновник призвал их не жаловаться на недополучение доходов. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поставил нефтяникам ультиматум. Глава правительства пригрозил перекрыть возможность экспорта «черного золота» за рубеж, если компании не договорятся с властями по ценам на бензин на внутреннем рынке.

фото: Кирилл Искольдский

«Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны», — заявил Дмитрий Козак.

Как добавил вице-премьер, для получения доходов от экспорта компании должны сначала обеспечить российскую экономику нефтью и нефтепродуктами.

Ранее глава правительства Дмитрий Медведев пригрозил нефтяникам заградительными пошлинами на экспорт сырья. Случится это, по его словам, в случае, если компании не договорятся по урегулированию цен на бензин, резкий скачок которых был зафиксирован этой весной.

Напомним, тогда, чтобы приостановить повышение тарифов правительство решило снизить акцизы на топливо, ввели надбавку к ним и разрешили вводить дополнительные экспортные пошлины до 90% на нефтепродукты. Однако такие меры чиновников встретили сопротивление со стороны независимых автозаправочных станций. Как предупредили АЗС, к концу 2018 года с рынка могут уйти небольшие компании, а цена на топливо может вырасти до 100 рублей за литр. Не остался в стороне также Российский топливный союз, который призвал отменить заморозку цен на заправках, аргументируя, что рост цен на нефтепродукты сделает их продажу невыгодной для независимых АЗС.

О том как сложившаяся ситуация отразится на отечественной экономике и рядовых россиянах, «МК» поговорил с директором Института актуальной экономики Никитой Исаевым.

– Правых в данной ситуации нет. Есть пострадавшие – это простые люди. Именно им придется принять на себя удар в виде роста цен. Сначала правительство приняло непродуманный налоговый манёвр в нефтяной сфере, который должен был по плану принести казне 1,6 трлн рублей в течение 6 лет за счёт переноса финансовой нагрузки с экспорта на внутренний рынок. Тогда власти не озаботились вопросом о том, как же они будут сдерживать рост цен на бензин на внутреннем рынке, ведь в такой ситуации он неизбежен. А сырьевые компании оперативно сориентировались в ситуации и поняли, что теперь они могут диктовать свои условия и получить не только компенсацию, но и дополнительную выгоду. И для этого пошёл в ход неприкрытый шантаж. Майский рост цен на бензин, удержание высоких цен даже после снижения акцизов в июне – это была лишь первая демонстрация сплочённости нефтяников. Острый дефицит дизельного топлива на независимых АЗС, который сейчас наблюдается в 40% регионов – это уже демонстрация силы. Идёт эскалация топливной войны между властью и бизнесом. Инициатором стало правительство, но за рамки разумного первым уже перешагнул бизнес.

– Сейчас сделать это уже сложно. Руководители крупнейших сырьевых компаний, которые контролируют более 80% топлива в России, не собираются сдаваться и отступать. Они прекрасно понимают, что государство зависит от них: нефтегазовые доходы формируют порядка 46% доходов федерального бюджета. Ограничения на экспорт сильно ударят по доходам бюджета, и чиновникам придётся выбирать в следующем году из двух зол: либо отказываться от пополнения запасов, либо увеличивать госдолг любой ценой для покрытия дефицита бюджета. Все карты сейчас в руках нефтяников. Правительство наверняка пойдёт на уступки и будет договариваться об умеренном росте цен на бензин и дополнительных компенсациях нефтяникам. Если ультиматум и будет реализован, то ограничения продержатся недолго.

– Нефтяные компании получают всё большую власть, и проявление самоуправства было лишь вопросом времени. Избежать подобной ситуации возможно только путём кардинальной перемены в структуре владения стратегически важными сырьевыми компаниями. Они, в отличии от всех прочих госкомпаний, должны быть национализированы и переведены в статус некоммерческих предприятий. Они должны быть одним из институтов развития экономики и приносить доход казне за счёт экспортных операций, а не за счёт россиян. Цены на топливо – очень важный фактор развития экономики. Это расходы на грузоперевозки, на сбор урожая, на пассажирские перевозки. Высокие цены на топливо разъединяют регионы и не дают развиваться.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подписка прошла успешно!

Произошла ошибка при попытке отправить запрос. Попробуйте еще раз.

ФИНАНСЫ will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.