Главная » ЭКОНОМИКА » Почему растут цены на бензин: законотворческий тупик

Почему растут цены на бензин: законотворческий тупик

У правительства, похоже, нет альтернативы

Цены на бензин в конце весны рванули вверх. Правительство строго-настрого указало нефтяникам и нефтепереработчикам: ни шагу вперед — если цены на бензин продолжат восхождение, то нефтяным королям не поздоровится. И вот все повторяется. Опять прошли заседания под председательством вице-премьера Дмитрия Козака — нефтяники надеялись убедить его в том, что альтернативы росту цен нет.

фото: Евгений Семенов

Понятно, что рост цен вообще и на бензин в частности — тема социально острая. И не только для автолюбителей: рост цен на бензин закономерно переносится на остальные цены.

На первый взгляд, все дело — в росте цен на нефть. Но как тогда быть с тем, что и при низких ценах на нее, кормилицу, бензин не торопился дешеветь? Легко кивать на непомерные аппетиты нефтяников. Сегодняшняя ситуация показывает, что в их аргументах — дело не в нефтяной конъюнктуре, а в налоговой политике — есть резон.

Пожар бензиновых цен раздувает вполне рукотворный налоговый маневр. Его цель: обезопасить бюджет от падения цен на нефть. Средство: перенос доходов с экспортных пошлин, зависимых от цен на нефть, на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который пополняет бюджет «при любой погоде». По принятому летом закону экспортная пошлина на нефть с 2019 года будет ежегодно снижаться и к 2024 году должна полностью обнулиться. НДПИ будет расти. И, конечно, Минфин не был бы Минфином, если бы в результате бюджет не «наварился»: рост НДПИ должен принести в бюджет значительно больше, чем унесут с собой ликвидируемые экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

И все бы хорошо, да есть «побочные эффекты». Главный — в том, что обнуление пошлины стимулирует экспорт сырой нефти. Что бюджет освобождается от зависимости от динамики цен на нефть за счет еще большей сырьевой ориентации российского экспорта, это еще полбеды. Настоящая беда в том, что, во-первых, внутренняя цена на нефть будет стремиться вырасти до мировой. Во-вторых, есть риск сокращения поставок нефти на НПЗ (всю, что смогут, будут экспортировать) — в результате банально сократится производство бензина. В итоге цена на него вырастет.

Правительство опасность видит: такому развитию событий противопоставляется предоставление налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов. Уже на финишном флажке была введена и такая мера, как отрицательный акциз на нефть. Доплату из бюджета получат НПЗ, у которых более 10% переработки приходится на производство бензина пятого экологического класса. Льготы получат и те НПЗ, которые за три года смогут провести модернизацию. Есть также плавающий акциз. Бюджет будет компенсировать половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и «условной внутренней ценой». На плавающий акциз можно рассчитывать, если реальная оптовая цена топлива отклоняется от «условной цены» не больше, чем на 10%.

Однако нефтяники, с пониманием отнесшиеся к сдерживанию цен перед президентскими выборами, после них, в преддверии вступления закона о налоговом маневре в силу, а Владимир Путин подписал его в начале августа, рассудили, что компенсаций недостаточно. И уже в конце весны темп роста цен на бензин разогнался до 2% в неделю. Заморозка наступила с 1 июня: правительство настоятельно призвало нефтяников к социальной ответственности.

Уговоры, однако, действуют недолго. 29 октября премьер Дмитрий Медведев, отметив «наблюдающийся в ряде случаев рост цен на бензин», поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и Минэнерго провести новые консультации с нефтяными компаниями. В ходе переговоров выяснилось, в частности, что из-за снижения курса рубля и дорогой нефти литр бензина сорта Аи-92 в октябре продается в России на 4 рубля дешевле, чем за рубежом. Соответственно, обосновывался рост внутренних цен. Но более любопытна позиция правительства. И в поручении Медведева, и в комментариях Козака по итогам консультаций есть саморазоблачительные формулировки. И премьер, и его зам грозят нефтяникам, что в случае неповиновения будут введены «запретительные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов». 29 октября Козак предупредил: решение о введении пошлин может быть принято «буквально на следующей неделе». Угроза подействовала. Правительство и нефтяники заключили перемирие до 31 марта 2019 года: перед розничными ценами поставлен шлагбаум в виде заморозки оптовых цен на летнем уровне. Но можно не сомневаться, что в начале 2019 года они все равно поднимутся: с января повышается НДС, а 1 апреля, как раз к началу сельскохозяйственного сезона, ценовое перемирие заканчивается.

Но вернемся к «налоговому маневру». Его еще толком не начавшаяся реализация сразу же поставила правительство перед необходимостью вручную регулировать рынок нефтепродуктов. И самой действенной мерой оказалась угроза введения заградительных пошлин на нефть и нефтепродукты. При том, что одна из составляющих маневра — это, наоборот, снижение экспортных пошлин. Какие еще нужны комментарии о продуманности и взвешенности проводимой налоговой политики?

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подписка прошла успешно!

Произошла ошибка при попытке отправить запрос. Попробуйте еще раз.

ФИНАНСЫ will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.