Главная » ЭКОНОМИКА » Необходимость повышения НДС опровергнута показателями российского бюджета

Необходимость повышения НДС опровергнута показателями российского бюджета

За какое будущее проголосовали депутаты

Что правительственный проект очередной бюджетной трехлетки ударно по срокам и без существенных правок по содержанию минует Думу, как и произошло 21 ноября, — событие ожидаемое. И тем не менее — любопытное.

Фото: moscow_live

Любопытно, что на словах правительство клянется: все его усилия сосредоточены на выполнении майского указа Владимира Путина, а там предписано построить в России очередное светлое будущее, которое на этот раз должно стать явью к 2024 году. На деле же, чему и свидетельствует бюджет, решительный прорыв к этому будущему если и произойдет, то не в эту трехлетку.

Бюджет — это всегда решение задачи о том, как эффективно использовать ограниченные ресурсы. Диапазон решения — между созданием подушки безопасности, то есть обеспечением устойчивости бюджетной системы с учетом всех рисков, и финансированием развития экономики и социальной сферы. Между этими главными векторами всегда нужен баланс.

В майском указе ставится целый спектр задач по экономическому и социальному развитию страны. В проекте бюджета 2019–2021 годов баланс смещен не к развитию, а к бюджетной стабильности. «Лакмусовая бумажка» основного приоритета: все три предстоящие годы планируется наличие бюджетного профицита. А в 2018 году он, по оценке министра экономического развития Максима Орешкина, ожидается и вовсе зашкаливающим — 3% ВВП.

Зачем нужно столь существенное превышение доходов над расходами? Чтобы иметь страховку от рисков, которые растут. Об этом свидетельствуют не только готовящиеся волны новых антироссийских санкций, но и динамика нефтяных цен, которые в ноябре уже дважды резко пикировали вниз. Общее падение только за месяц — больше 15%. Однако оборона бюджета не прорвана: при среднегодовых ценах в $70 за баррель он остается профицитным. На 2019 год в бюджет закладывается цена в $63,4 за баррель, в 2020-м — $59,7, в 2021-м — $57,9. Но «ценой отсечения» по бюджетному правилу в 2019 году будет $41,6 за баррель, в 2020-м — $42,4, в 2021-м — $43,3. То есть все доходы бюджета от более высокой цены должны направляться в Фонд национального благосостояния, они не превращаются в текущие госрасходы.

Следует отметить, что профицит каждый год будет перекрывать допдоходы бюджета от увеличения ставки НДС с 18 до 20%, что ставит под вопрос необходимость этого шага, тормозящего, по признанию Минэкономразвития, экономический рост, придающего второе дыхание инфляции и тем самым обостряющего социальные проблемы — то есть отодвигающего цели майского указа. Аргумент, что иначе выполнение указа оказывается без необходимых средств, жирно перечеркивает величина профицита бюджета, то есть объем средств, изъятых из экономики и не нашедших государством применения.

Конечно, бюджет вовсе не игнорирует майский указ. По свидетельству председателя думского бюджетного комитета Андрея Макарова, в 2019–2021 годах на 12 нацпроектов будет выделено почти 6 трлн рублей. Крупнейший из них — демографический (финансовая поддержка семей при рождении детей, создание яслей, поддержка старшего поколения, укрепление общественного здоровья), на который в 2019 году выделяется 512 млрд рублей, в 2020-м — 522 млрд, а в 2021-м — 528. Помимо нацпроектов будет и поддержка регионов и сельского хозяйства. И, конечно, обороноспособности и правоохранительных органов.

Есть, правда, одно громкое «но». В России происходит все большее огосударствление экономики — уже не только в силу «госпривычки», которую на самом верху публично признают вредной, но и потому, что защиты от внешних угроз, прежде всего в виде санкций, предприниматели ищут именно у государства — больше не у кого. В этих условиях от нацпроектов ожидается помимо выполнения их целевых задач еще и стимулирование роста экономики в целом. Справятся ли они с ролью драйвера роста экономики?

Ответ на этот вопрос дал Департамент исследований и прогнозирования Банка России. Аналитики ЦБ оценили макроэкономический эффект от «бюджетно-налогового маневра» правительства, под которым понимаются рост НДС и увеличение бюджетных расходов, прежде всего инвестиционных. Вывод: «Оценка последствий бюджетно-налогового маневра с помощью фискальных мультипликаторов позволяет ожидать, что в среднесрочном периоде маневр добавит примерно 0,2–0,3 процентного пункта к росту ВВП в среднем за год». Что эффект от нацпроектов перевесит негатив повышения НДС, конечно, хорошо, но ожидания были явно более оптимистичными, чем жалкие доли процента.

А где же мощное ускорение, на которое рассчитывает президент, да и все граждане России? Без него прекрасное будущее майского указа, по недоброй традиции, может оказаться в той же корзине, где пылятся программа построения коммунизма и многочисленные, так ни разу по существу до конца не реализованные стратегии развития России, рассчитывавшие на частные инвестиции и качественное улучшение делового климата.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подписка прошла успешно!

Произошла ошибка при попытке отправить запрос. Попробуйте еще раз.

ФИНАНСЫ will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.