
Благодаря индексу потребительской уверенности можно отследить кризисные настроения россиян, часто посещающих вечеринки знакомств. Так, в I квартале 2009 г произошло резкое падение индекса в “отрицательную” зону, при этом он достиг рекордных минус 35 процентов. Далее происходил постепенный рост индекса вплоть до II квартала прошлого года, когда он достиг минус семи пунктов - это максимальное значение за весь послекризисный период. Затем в I квартале нынешнего года началось его падение. Согласно данным статведомства в сравнении с IV кварталом прошлого года отмечалась интересная тенденция: в возрастной группе 30-49 лет индекс потребительской уверенности снизился на 4 процента, а в группе молодых людей от 16 до 29 лет – на 7.6 процента. А вот категории, к которой относятся лица старшего поколения, индекс снизился всего на 1 процент. Возможно, это связано с индексацией пенсий и иных доплат пенсионерам.
По мнению представителей Росстата, происходившее на протяжении первых трех месяцев нынешнего года снижение индексов объясняется в первую очередь тем, что снизился компонентный индекс ожидаемых и происшедших за год изменений в российской экономике. Кроме того, снизился и индекс происшедших за год изменений в личном материальном положении. Также было зафиксировано меньшее снижение по индексу ожидаемых через год изменений в личном материальном положении и по индексу благоприятных условий для крупных приобретений. Аналогичный индексу потребительской уверенности индекс потребительских настроений (его можно назвать показателем экономического оптимизма российских граждан) также в конце прошлого года показал падение. Аналитики Центра стратегических исследований согласны с Росстатом, что данное снижение напрямую связано с пессимистическими оценками, которые дают российские граждане посткризисным темпам роста экономики. В правительстве ни условные пессимисты, ни условные оптимисты, действительно, на ближайшие годы не видят перспектив для высоких темпов роста реальных доходов.